"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ЦЕЛИНОГРАД АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІ МӘНШҮК АУЫЛЫНЫҢ ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРЕТІН МЕКТЕБІ" КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ
 КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА СЕЛА МАНШУК ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЦЕЛИНОГРАДСКОМУ РАЙОНУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

06.02.2018

   «Решение квадратных уравнений»

Тип урока: урок обобщающего повторения и систематизации знаний.

Цель:

повторить формулы для решения квадратных уравнений; использовать полученные теоретические знания для решения задач; развивать  интерес к предмету.

послушать сообщения учеников об исторических сведениях, о квадратных уравнениях; осуществить контроль знаний с помощью самостоятельной работы.

 

Ход урока:

I .Организационный момент.

Тема нашего урока «Решение квадратных уравнений». На данном уроке мы будем заниматься повторением некоторых способов решения квадратных уравнений.

     Сегодня на уроке мы с вами повторим и закрепим знания и умения решения квадратных уравнений. Каждый из вас должен уметь правильно, быстро и рационально решать квадратные уравнения.  Сегодня мы посмотрим, как вы научились решать квадратные уравнения. Эта тема очень важная в курсе математики, она является первой ступенькой в изучении сложного материала. (СЛАЙД1)

 2. Актуализация знаний.

Герберт Спенсер, английский философ, когда-то сказал: “Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы”.

Проверим, кто из вас порадовал бы Герберта Спенсера. (СЛАЙД 2)

1. Работа с формулами

Проговариваю название формулы один раз, а учащиеся пишут номер формулы

Вопросы к формулам

1.Формула полного квадратного уравнения.

2.Формула для вычисления дискриминанта.

3. Формула приведенного квадратного уравнения.

4. Формула нахождения корней квадратного уравнения.

5. Формула неполного квадратного уравнения (с=0).

6. Формула неполного квадратного уравнения (с=0, в=0).

7. Формула неполного квадратного уравнения (в=0).

СЛАЙД 3

Формулы.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

СЛАЙД 4

  Листочки с каждого ряда собирает дежурный помощник. Выполняем проверку по коду. Получили 7-значное число 1576243. Это КОД ОТВЕТА.

3. Из истории квадратных уравнений.

Историческая справка с презентацией, подготовленная учащимися (одним учащимся или группой учащихся).

 Представители различных цивилизаций: Древнего Египта, Древнего Вавилона, Древней Греции, Древней Индии, Древнего Китая, Средневекового Востока, Европы овладели приемами решения квадратных уравнений.

 СЛАЙД 5

 Впервые квадратное уравнение сумели решить математики Древнего Египта. В одном из математических папирусов содержится задача:

 «Найти стороны поля, имеющего форму прямоугольника, если его площадь 12, а – длины равны ширине». «Длина поля равна 4», – указано в папирусе.

 Уже примерно за 2000 лет до нашей эры Вавилоняне знали, как решать квадратные уравнения. Решение их в Древнем Вавилоне было тесно связано практическими задачами, в основном такими, как измерение площади земельных участков, земельные работы, связанные с военными нуждами; наличие этих познаний также обусловлено развитием математики и астрономии вообще. Были известны способы решения как полных, так и неполных квадратных уравнений. Правила решения квадратных уравнений во многом аналогичны современным, однако в вавилонских текстах не зафиксированы рассуждения, путём которых эти правила были получены. Почти во всех найденных папирусах и клинописных текстах приводятся только задачи с решениями. Авторы лишь изредка снабжали свои числовые выкладки скупыми комментариями типа: «Смотри!», «Делай так!», «Ты правильно нашел!».

СЛАЙД 6

Наиболее древние из дошедших до нас китайских математических текстов относятся к концу I в. до н. э. Во II в. до н. э. была написана «Математика в девяти книгах». Позднее, в VII в., она вошла в сборник «Десять классических трактатов», который изучали в течение многих столетий. В трактате «Математика в девяти книгах» объясняется, как извлечь квадратный корень с помощью формулы квадрата суммы двух чисел.

 Метод получил название «тянь-юань» (буквально – «небесный элемент») – так китайцы обозначали неизвестную величину. Впоследствии метод «тянь-юань» развили и разработали

китайские алгебраисты XIII-XIV в. (в Европе в XIX в. он стал известен как метод Руффини-Горнера).

СЛАЙД 7

Аль – Хорезми — арабский учёный, который в 825 г. написал книгу «Книга о восстановлении и противопоставлении». Это был первый в мире учебник алгебры. Он также дал шесть видов квадратных уравнений и для каждого из шести уравнений в словесной форме сформулировал особое правило его решения.

 В алгебраическом трактате аль-Хорезми дается классификация линейных и квадратных уравнений. Автор насчитывает шесть видов уравнений, выражая их следующим образом:  квадраты равны корням, то есть ах2 = bх;  квадраты равны числу, то есть ах2 = с;  корни равны числу, то есть ах = с;  квадраты и числа равны корням, то есть ах2 + с = bх;  квадраты и корни равны числу, то есть ах2 + bх = с; корни и числа равны квадратам, то есть bх + с = ах2.

Трактат Аль-Хорезми является первой дошедшей до нас книгой, в которой систематически изложена классификация квадратных уравнений и даны формулы их решения. Трактаты Аль-Хорезми были в числе первых сочинений по математике переведены в Европе с арабского на латынь. До XVI в. алгебру в Европе называли искусством алгебры и макабалы.

В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг по поводу таких соревнований говорится следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Задачи часто облекались в стихотворную форму.

 СЛАЙД 8

 Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары:

СЛАЙД 9

Сколько обезьян в стае, если квадрат пятой части, уменьшенной тремя, спрятался в пещере, и только одна осталась на виду , взобравшись на дерево.

(х :5 -3)2 + 1 = х

Х2 – 55х +250 = 0

Х1 =50 и  Х2 =5

СЛАЙД 10

Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х2 + bх = с, при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов b и с было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М. Штифелем.

  Практическая часть урока.

 В школьном курсе математики подробно изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения, способ выделения квадрата двучлена, способ использования теоремы, обратной теореме Виета, графический способ.  Имеются и другие способы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать многие уравнения. Рассмотрим их:

 СЛАЙД 11

Тайны корней квадратных уравнений. (свойства коэффициентов квадратных уравнений)

1).   Если   а + в +с = 0 , то х1 = 1; х2 = с/а

2).  Если   а + с = в , то х1 = -1; х2 = - с/а

Решение задач.

СЛАЙД 12

1. Найдите корни уравнения:

а)     (1;

б)     (1; 0,4)

в)              (1; -5)

г)         (-1; )

д)         (-1;

 

СЛАЙД 13

2. Составьте три квадратных уравнения, используя свойства коэффициентов.  

  1. Индивидуальная работа.

Учащимся предлагается самостоятельная работа.

1 вариант:

1. Решить уравнение:

  

6. Домашнее задание:

В качестве домашнего задания предлагается дорешать оставшиеся задачи (если таковые остались). Творческое задание :  При каком значении а уравнение  имеет один корень?

7. Подведение итогов.

Итак, сегодня мы в нестандартных заданиях обобщили и систематизировали знания и умения, приобретённые при изучении квадратных уравнений, поработали с формулами, встретились с занимательной математикой, услышали исторические факты.

На лестнице успеха расположите свои стикеры , как вы  оцениваете свои успехи на уроке :

Я знаю формулы , но самостоятельно не могу  их применить

Я знаю формулы , но затрудняюсь их применять, допускаю ошибки.

Я знаю формулы ,умею их применять и могу помочь другу.

  8. Выставление оценок.

За работу с формулами и решение самостоятельной работы каждый учащийся получает оценки в журнал. Дополнительные оценки получают те, кто был активен на уроке.

 

 

 

Просмотров: 380


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст