К В Н по русскому языку в 9 классе
ПРАЗДНИК ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
1. Вступительное слово учителя: необходимость обогащать язык, культуру речи, красота эмоциональная насыщенность; роль фразеологизмов в речи.
2. Слово о писателях, как представителях русского литературного языка: Пушкин, Крылов, Толстой, Горький.
Проводится беседа с учащимися с учетом их знаний литературного стиля данных писателей .
Как отличить писательскую манеру толстого и Чехова, Горького и Шолохова?
3. На доске записаны высказывания о языке нескольких писателей. Учитель читает и комментирует их.
4. Конкурсы:
Команды принимают активное участие в каждом из конкурсов, дополняя друг друга.
Конкурс для капитанов:
А) Кто больше знает фразеологизмов о языке? Несколько из них показать в виде пантомимы (учитываются выразительность жестов и мимики).
Б) Вопрос обеим командам (на быстроту реакции): Кто сказал, что злые языки хуже пистолета ?
Вопросы и задания командам:
1. В каких словосочетаниях слово употреблено в переносном значении:
Пламя костра-пламя войны
светлая комната-светлая голова
острый нож-острое зрение
Острая игла-острое слово
2. дать толкование следующих фразеологизмов: Масло масленое. Манна небесная, соль земли, птичьего
молока нет, седьмая вода на киселе.
3. Какие вы еще знаете фразеологизмы, связанные с продуктами питания? (кто больше)
4. Какие вам знакомы фразеологизмы, связаны с деятельностью человека ?
(держать нос по ветру, заметать следы, закидывать удочку, сматывать удочки, сгущать краски, топорная работа, разделать под орех, снять стружку, расправлять крылья).
5. проверка домашнего задания ( участники команд должны были подготовить по 5 фразеологизмов наиболее выразительных и проиллюстрировать их на доске таким образом, чтобы, глядя на рисунки, получился смешной рассказ, который бы они сами прочитали болельщикам).
6. Вставить подходящие по смыслу слова:
А) брат и сестра похожи….
Б) Мой товарищ любит все преувеличивать и…
В) Наш сосед все умеет делать одним словом…
Г) Как далеко они живут
Д) Только что был здесь и вот уже…
7. Игра со зрителями:
1. Болельщики какой из команд знают больше пословиц и поговорок о языке?
2. Русские фразеологизмы перевести на казахский язык:
Бить баклуши, в одно мгновение, рукой подать, по горячим следам, одержать победу, изо всех сил, крестная мать, себе на уме.
Набранные болельщиками чки засчитываются командам, за которые они болеют
8. На доске развешаны иллюстрации, изображающие действия. Подобрать к ним фразеологизмы.
9. Заменить наречные фразеологизмы синонимами:
В два счета, в слово, один на один, нога в ногу, как снег на голову, ни свет ни заря, бок о бок, спустя рукава, не в бровь, а в глаз, с грехом пополам.
10. Подведение итогов. Награждение.
11. Заключительное слово учителя.