План
методического семинара для учителей
Школа: СШ № 26
Дата: 28.03.2017г.
Кол-во родителей:
Педагог:Койлыбаева А.М.
Тема методического семинара:
«Общечеловеческие ценности – основа
целостного педагогического процесса школы».
Цель: Ознакомление учителей с общечеловеческими ценностями как основой целостного педагогического процесса школы. Задачи: - Раскрыть приоритеты нравственно-духовного образования в современном мире; - Расширять знания учителей о психолого - педагогических и аксиологических основах программы нравственно-духовного образования «Самопознание»; - Познакомить с интеграцией предмета «Самопознание» и других общеобразовательных дисциплин |
Ресурсы:
| |
План: 1.О приоритете нравственно-духовного образования в современном мире. 2.Психолого–педагогические основы программы
нравственно-духовного образования «Самопознание». 3.Аксиологические основы программы нравственно- духовного образования «Самопознание». 4. Интеграция предмета «Самопознание» с другими общеобразовательными предметами. |
| |
1. Позитивный настрой Концентрация на Свет. Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колено или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становиться все интереснее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направить свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей на все живое, повсюду. Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: !Я в Свете.. Свет внутри меня.. Я есть свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя… Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихоньку можно открывать глаза. Спасибо.
-Какие у вас ощущения? -Кто хочет поделиться своими впечатлениями?
|
Мелодия для позитивного настроя Хрустальная грусть | |
Вступительное слово учителя. Добрый день уважаемые педагоги! Рада приветствовать Вас на нашем семинаре. В процессе семинара будут рассмотрены вопросы преподавания предмета «Самопознание», современные подходы в организации учебного процесса. А также будут оговорены основные способы интеграции данного предмета его важность и актуальность. Наш семинар начнем с позитивного настроя, который поможет вам, успокоится, привести мысли в порядок, и просто расслабить свое тело.
|
| |
1 . О приоритете духовно-нравственного образования в современном мире. Глобальные проблемы современности. Для осознания глобальных проблем современности и поиска путей их решения первостепенную роль сыграл Римский клуб. Клуб начал свою деятельность в 1968 в Риме, Пост президента клуба занимали А.Печчеи (1968-84). В 1972 году Римский Клуб выпустил первый отчет под названием «Пределы Роста». «Человеческие качества» (1977). Клуб готовил доклады, посвященные приоритетным глобальным проблемам и путям их решения. Глобализация породила ряд проблем: · экологическую · демографическую · политическую. Виды кризисов: 1.Индивидуальный (интеллектуальный, эмоциональный, физический). 2.Общественный (экономический, политический, культурный, семейный, образовательный). 3.Экологический (климатический, ресурсный, природный).
Общепланетарное единство человечества. Духовно- нравственный характер глобальных проблем человечества. «Успех возможен, прежде всего, путем изменения качеств человека, включающего глобальность, любовь к справедливости, отвращение к насилию».
Видеоролик «Три качества родительских послании» -В чем главная мысль видеоролика ? (обсуждение). |
Анализ
VID20170212-WA0035 | |
2. Психолого-педагогические основы программы НДО «Самопознание» «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь, такова философская и духовная основа нашей профессии, чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать море света». В.А Сухомлинский. Где брать учителю Свет, который будет наполнять его уроки? Из собственного духовного мира учителя, потому что педагогика, по словам Ш.А. Амонашвили, - это не наука, а искусство. Для того чтобы понять психологические основы методики преподавания предмета «Самопознание», мы рассмотрим структуру сознания и то, каким образом наше сознание получает и перерабатывает информацию, поступающую из внешнего мира. З.Фрейд впервые структурировал сознание человека, выделив область бессознательного. Исследуя неврозы, он обнаружил вытесненные из области сознания эмоции и назвал эту область подсознанием. Чувства, эмоции, темперамент, закрепляются и накапливаются в подсознании человека. К.Г. Юнг расширил понимание бессознательного, выделив помимо низших, личностных уровней, высшие уровни сознания (сверхсознание). Процесс обучения, мысли и понимание – все это происходит внутри сознания. Самое главное влияние на сознание происходит через пять органов чувств (обоняние, осязание, вкус, зрение и слух), два из которых — зрение и слух являются важнейшими путями получения информации и образуют важную часть процесса образования. Через пять органов чувств информация из внешнего мира попадает в подсознание (иногда сознательно, иногда минуя сознательный уровень), где приобретает психоэмоциональную окраску. Эмоциональная реакция сознания вызывает в посылку подсознание дополнительных сигналов и закрепляет эмоциональное содержание прошлых впечатлений. Сознание наших детей в данное время загрязнено негативной информацией, идущих из уст родителей, сверстников. «Структура сознания человека»
Просмотр видеоролика «Я вижу черную точку». -В чем главная мысль видеоролика ? (обсуждение).
Важно убедиться, что информация получена правильно через органы чувств, что ее можно использовать для позитивного развития сознания ребенка. К сожалению наши дети не умеют воспринимать информацию правильно.(позитивно). |
| |
3.Аксиологические основы программы НДО «Самопознание» Существует наука «аксиология» – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность». Под ценностями принято называть предметы, явления, свойства, состояния, имеющие положительную значимость для личности. Классификация ценностей, предложенная Т.И.Петраковой, предполагает, их деление на 3 вида: Природные ценности – это ценности естественных сил и способностей души, то есть ума, чувства, воли. Это являются ясность ума, быстрота мысли, надёжность памяти, искренность чувства, стойкость воли. Приобретённые ценности – это ценности, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного развития, такие как уважение, вежливость, благодарность, терпение. Абсолютные общечеловеческие ценности – это ценности, не изменяющиеся во времени, и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, государства), а нечто, имеющее значение для всего человечества. Цель предмета «Самопознание»- становление человека совершенного характера, который живёт в единстве слова, мысли и дела, основанных на вечных духовно-нравственных ценностях. Истинное образование должно объединить сердце, ум и руки. То, о чём думает голова, должно быть глубоко прочувствовано сердцем, а затем правильные решения должны быть выполнены руками.
Давайте рассмотрим Древо Ценностей, которые положены в основу духовно-нравственной программы «Самопознание», то основа всего, всех проявлений жизни – это Любовь (вода). Любовь связывает все общечеловеческие ценности между собой. Если наши мысли будут пронизаны Любовью, они станут Истиной (корни). Когда мы вкладываем Любовь в то, что мы делаем, это становится Праведным Поведением (ветви). Когда Любовь проявляется в наших эмоциях и чувствах, то мы счастливы и пребываем в состоянии Внутреннего Покоя (цветы). Эту Любовь поддерживаем в течении всей жизни и приходим к такому идеалу как Ненасилие (плоды). Видеоролик «Сегодня Бог проснулся утром рано…» -В чем главная мысль видеоролика? (обсуждение). |
| |
4. Интеграция предмета «Самопознание» с другими общеобразовательными предметами. Гармоничное развитие двух аспектов образования: · Интеллектуального - внешнее, образование для ума · Духовно - нравственного - внутреннее, образование для · сердца. Необходимо объединить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию Ш.А. Амонашвили: «Дети жаждут знаний, но они жаждут
живых знаний» Интеграция - это, прежде всего, оживление школьного знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Интеграция внешняя – это применение методических приемов самопознания на любом уроке. Интеграция внутренняя – это интеграция, основанная на целостном понимании человека и мира, как обладающих не только биологической и социальной природой, но и высшей духовной природой.
Один из путей интеграции – сближение естественных и гуманитарных наук. Главное не обучение предмету, а духовно – нравственное развитие через предмет. Самым важным является не накопление знаний, а становление достойной личности с хорошим характером, живущим в согласии с голосом совести.
Видеоролик «Уроки Доброты» Куклачева. -В чем главная мысль видеоролика ? (обсуждение). |
«Заповеди педагога»
Видеоролик «Уроки Доброты» Куклачева. | |
5.Творческая деятельность: -Все учителя делятся на 4 группы по цвету жетонов (красный, синий, жёлтый, зелёный). -Предложить учителям сделать примеры интеграции со своими уроками. -По завершению работы проводится презентация интегрированных уроков. |
Листы А-4, Цветные карандаши, фломастеры, ручки.
| |
6.Домашнее задание. Просмотр фильма «Меня зовут Кожа». |
Учителя предметники | |
7.Групповое пение. Песня «Мы желаем счастья вам» 1.В мире, где кружится снег шальной, Где моря грозят крутой волной, Где подолгу добрую Ждём порой мы весть, Чтобы было легче в трудный час, Нужно верить каждому из нас, Нужно верить каждому В то, что счастье есть. Припев: Мы желаем счастья вам, Счастья в этом мире большом, Как солнце по утрам, Пусть оно заходит в дом. Мы желаем счастья вам, И оно должно быть таким, Когда ты счастлив сам, Счастьем поделись с другим. 2.В мире, где ветрам покоя нет, Где бывает облачным рассвет, Где в дороге дальней Нам часто снится дом, Нужно и в грозу, и в снегопад, Чтобы чей-то очень добрый взгляд, Чей-то очень добрый взгляд Согревал теплом. Припев: тот же. |
Музыка. Намин С. Слова. Шаферан И.
Раздаточный материал- текст песни. | |
8.Заключительная минута семинара. Уважаемые коллеги вспомните все хорошее, о чем мы сегодня говорили. Сохраните эти знания в своем сердце. Напишите, пожалуйста, отзыв о сегодняшнем семинаре, о том, что нового вы узнали, что вам понравилось, а что может быть не понравилось. Спасибо за внимание! |
|