Открытый урок по геометрии в 7 классе
«Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника»
Цель урока: - Закрепить знания, умения, навыки учащихся по теме «Сумма углов треугольника».
Задачи: - образовательная: формирование умений применять свойство суммы внутренних углов треугольника для решения задач;
- развивающая: развитие творческих способностей, познавательной активности, логического мышления;
- воспитательная: воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, формирование навыков самоконтроля.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Оборудование:
1. Интерактивная доска, презентация;
2. Тетради, письменные принадлежности;
3. Карточки с заданиями.
План урока:
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы и целей урока.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
IV. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу
1) Устное решение задач по готовым чертежам
V. Физкультминутка.
2) Самостоятельная работа в парах.
VI. Треугольники в окружающем мире.
VII. Задача на логику.
VIII.Подведение итогов урока.
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем применять теоретические знания к решению задач. Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на рояле; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь.
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их», - говорил выдающийся математик Д. Пойа.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
– Ребята, представьте, что вы находитесь на карнавале геометрических фигур. (Мультимедийная
инсценировка).
Все в масках, шум, смех, разговоры. Говорят три маски.
1 маска: - Мы дочери одной матери. Живем в одном семействе, но силы и свойства у нас разные.
2 маска: - Я очень правильная фигура. У меня все углы и стороны равны.
3 маска: - А я тоже имею две равные стороны, а потому у меня два равных угла при основании.
1 маска: - Зато я имею прямой угол. Вот какие мы сильные и важные!
- Подумаешь, расхвастались,- сказали две маски, стоящие неподалеку,- мы тоже из вашего семейства. У меня, например, все уголки острые, а у моего друга есть один тупой угол. Но все мы обладаем замечательным свойством, которое сегодня откроют ребята.
Учитель: - А сначала, ребята, откройте маски и что же скрывается за ними.
Ученики открывают маски и называют соответствующий вид треугольника.
(Треугольники: равносторонний, равнобедренный, прямоугольный, тупоугольный, остроугольный).
- Существует ли треугольник с двумя прямыми углами? С двумя тупыми углами? С прямым и тупым углом? (Не существуют)
- А почему не существуют? Чему же равна сумма углов треугольника? (Сумма углов треугольника
равна 180°).
- Ребята, на прошлых уроках вы изучили важнейшую теорему курса геометрии – теорему о сумме углов
треугольника (сформулировать теорему о сумме углов треугольника).
- С помощью какого прибора измеряют углы? (с помощью транспортира).
IV. Проведение эксперимента.
- Правильно, но измеряя углы транспортиром вычисления не всегда точные. Сейчас мы с вами проведем
эксперимент и посмотрим, всегда ли сумма углов равна 180°(один ученик выходит к доске и проводит эксперимент)
Ход работы
1. Выбираем модель - произвольный треугольник, назвать его.
2. Отрываем два произвольных угла треугольника.
3. Найти сумму углов треугольника : к оставшейся вершине прикладываем оторванные углы. Получается прямая –
развернутый угол. Его величина равна 180 0. Следовательно : сумма углов треугольника равна 180 0 .
V. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.
1. Устное решение задач по готовым чертежам
VI. Физкультминутка. Зарядка для глаз.
Исходное положение: сидим в удобной позе, позвоночник прямой, глаза открыты.
1) Взгляд направить влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз – прямо. Повторить три раза.
2) Круговые движенияглазами влево до пяти кругов, вправо до пяти кругов.
3) Смотрим на кончик носа, перед собой, вдаль. Повторить пять раз.
2. Самостоятельная работа в парах (на карточках задание)
- Заполните таблицу, получите имя древнегреческого ученого.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
А |
25° |
35° |
|
135° |
|
90° |
В |
75° |
|
57° |
|
60° |
60° |
С |
|
35° |
33° |
90° |
60° |
|
Ответ: Евклид
Е 80° |
П 60° |
Т 100° |
Р 40° |
В 110° |
М 70° |
К 50° |
Д 30° |
К 35° |
Н 45° |
Л - |
Б 35° |
И 60° |
С 0° |
Г 85° |
- Евклид – это древнегреческий ученый, который доказал, что сумма углов треугольника равна 180°. При изучении геометрии у царя Птолемея, владыки Александрии и всего Египта, возникли трудности. Не привыкший встречать трудности, царь вызвал Евклида и спросил, нет ли какого-то особого, доступного
лишь правителям способа усвоить эту науку. Евклид ответил: «Царской дороги в математике нет».
VII. Треугольники в окружающем мире.
- Ребята, а давайте посмотрим, где еще встречаются треугольники, кроме уроков геометрии (9-11 слайды).
- Прежде чем перейдем к следующему слайду, я хочу спросить какой традиционный праздник отмечает наша страна в мае ( 73-летие Победы). Одним из таких памятников войны являются солдатские письма – «треугольники». Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты, тоже треугольной формы.
В Волгограде на мемориале «Солдатское поле» находится скульптура тоненькой девочки с цветком в руке. Справа от нее – треугольник фронтового письма, письма, которое майор Дмитрий Петраков написал своей дочери.
- Теперь мы видим, ребята, насколько треугольники важны в нашей жизни.
VIII. Задача на логику. Как сделать из 6 палочек 4 равных треугольника?
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия. Незаконченное предложение.