«21 ғасыр көшбасшысы» интеллектуалды ойыны
Интеллектуальная игра «Лидер 21 века»
Мақсаттары: |
Цели: |
1) логикалық ой-өрісін, зейінін, жадында сақтау қабілетін дамыту; 2) оқушылардың оқуға деген қызығушылығын, шығарамашылығын дамыту; 3) жеңіске ұмтылуға және қарсыластарын құрметтеуге тәрбилеу; 4) оқушының бойына Отанға деген патриоттық, махаббат сезімдерін сіңіру |
1) развивать логическое мышление, память, внимание учащихся; 2) воспитывать любознательность, интерес к учебе, творчество учащихся; 3) воспитывать стремление к победе и уважение к соперникам;. 4) Воспитание патриотизма, чувства любви и гордости за свою Родину |
Құрал-жабдықтар: |
Оборудования: |
Интербелсенді тақта, activote құрылғысы, сценарий, бағалау парақтары, сыйлықтар, мадақтамалар мен сертификаттар, есеп шығаруға арналған парақтар, шарлар |
Интерактивная доска, activote устройства, сценарий, оценочный листы, призы, грамоты и сертификаты, листы бумаг для решений задач, шары |
План игры:
Ойын жоспары:
1) 1 тур «Бәйге» – участникам задаются вопросы, на которые отвечает участник, первым поднявший сигнальную карточку. За правильный
ответ - 10 баллов.
1 тур «Байга» - ойыншыларға сұрақ қойылады, бірінші болып көтерген адам сол сұраққа жауап береди. Әр жауапқа 10 баллдан
беріледі.
2) 2-тур «Жорға»
Ойыншыларға 4 сұрақтан тұратын, жауаптар нұсқалары берілмеген 6 тақырып ұсынылады. Әр сұрақтың күрделіленуіне қарай өсу ретімен орналасқан ұпайлары болады (20, 30, 40, 50-ұпайлары). Сұрақты 1 турда бірінші орында келе жатқан ойыншы тандайды. Егер ол сұраққа жауап бере алмаса, оған қарсылас ойыншылар жауап бере алады. 2 турдың қорытындысы бойынша 2 ойыншы ойыннан шығады.
2-тур «Жорга»
Участникам предлагается 6 тем по 4 вопроса без вариантов ответа, каждый вопрос приносит баллы, в зависимости от сложности по возрастанию (20, 30, 40, 50-баллов). Первым выбирает тему победитель первого тура, затем – участник, занявший второе место и т.д. Если участник игры не может ответить на поставленный вопрос, то на него могут ответить соперники. По итогам 2 туров в из игры выбывают 2 человека набравшие наименьшее количество баллов. По итогам 2 туров выбывают два участника. 2 тур қорытындысы бойынша 2 ойыншы ойыннан шығады.
3 тур «Полиглот»
Все участники получают одно и то же задание: нужно угадать слово и записать его на трех языках (русском/казахском и английском). За каждое угаданное слово - 10 баллов.
3-тур «Полиглот»
Сұрақтардың шешімін тауып, оны орыс және ағылшын тілдеріне аудару керек. Әр сөз 10 ұпаймен бағаланады. Келесі турға ойыншы өтеді. Бірінші орында келе жатқан ойыншы бірінші таңдайды.
Бұл турдан кейін 2 қатысушы ойыннан шығады.
Два участника, набравшие наименьшее количество баллов, покидают игру.
4 тур «Оратор» – двум игрокам необходимо за 5 минут подготовить выступление (речь) по предложенной теме. Рассуждение - размышление оценивается максимум в 20 баллов. Критерии оценивания: грамотная, логичная речь; раскрытие темы высказывания; приведены убедительные примеры.
4 тур «Оратор» - 2 қатысушыға бирдей тақырып беріледі. 5 минут ішінде берілген тақырып бойынша өз ойларын ашық айту. «Үш тілдік білім беру саясаты» туралы өз ойларын жеткізу. Турдың максималды ұпай саны 20 балл.
5) Награждение.
Примечание: в случае равенства баллов по итогам какого-либо тура участникам могут предлагаться дополнительные задания.
Ведущий
1: Здравствуйте, дорогие ребята и учителя! Мы рады приветствовать всех присутствующих на интеллектуальной игре «Лидер ХХI века».
Ведущий 2:
Армысыздар, құрметті оқушылар мен қонақтар! «ХХІ ғасыр көшбасшысы» интеллектуалды ойынына қош келдіңіздер!
Ведущий 1:
Всего участников 6 человек.
Следить за ходом игры и оценивать, ответы участников мы поручаем жюри.
Ведущий 2:
Қазылар алқасымен таныстыруға рұқсат етіңіздер. Олар:
1. |
Исаева А.Д |
2. |
Ахамай Б |
3. |
Жавбатырова А.С |
4 |
Хасенов К.Е |
|
|
Оценивание производится в балльной системе.
Ведущий 1: Всех участников просим быть внимательными мы начинаем нашу игру. Первый тур называется «Байга» – участникам задаются вопросы, на которые отвечает участник, первым поднявший сигнальную карточку. За правильный ответ -10 баллов.
1. Какое число не относится ни к положительным, ни к отрицательным? (Ноль)
Қандай сан оң сандарға да,теріс сандарға да жатпайды? (Нөл)
2. Дата начала Великой Отечественной войны? (22 июня 1941 г.)
Ұлы Отан соғысының басталу күні? (22 маусым 1941 ж.)
3. Сколько океанов на земном шаре? (4)
Жер шарында қанша мұхит бар? (4)
4. Самый большой океан. (Тихий)
Ең үлкен мұхит? (Тынық)
5. Главный город любого государства. (Столица)
Барлық мемлекеттердің басты қаласы? (Астана)
6. Число хромосом в организме человека? (46)
Адам ағзасында қанша хромосома бар? (46)
7. Какая дивизия сыграла огромное значение в битве под Москвой? (316 генерала Панфилова).
Мәскеу төңірегінде қандай дивизия үлкен маңызға ие болды? (генерал Панфиловтың 316-шы дивизиясы)
8. Каков модуль отрицательного числа? (Положительный)
Теріс санның модулі қандай? (Оң)
9. На каком материке расположен Казахстан? (Евразия)
Қазақстан қай материкте орналасқан? (Евразия)
Химический элемент, занимающий первое место по распространенности? (кислород)
Таралуы бойынша бірінші орында тұрған химиялық элемент? (оттек)
10. Физическая величина, характеризующая степень теплового состояния тела. (Температура)
Дененің жылулық деңгейін сипаттайтын физикалық шама? (Температура)
11. Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)
Пушкиннің әжесінің есімі? (Арина Родионовна)
12. Наука, изучающая царство животных? (Зоология)
Жануарлар дүниесін зерттейтін ғылым? (Зоология)
13. Скольким градусам равен развернутый угол? (1800)
Теріс айналдырылған бұрыштың градусы қаншаға тең? (1800)
14. Как называются числа, отличающиеся друг от друга знаками? (Противоположные)
Бір-бірінен таңбалары арқылы ерекшеленетін сандарды қалай атайды? (Қарама-қарсы)
15. Автор повести “Тарас Бульба”. (Гоголь)
«Тарас Бульба» шығармасының авторы? (Гоголь)
16. Фигура, состоящая из двух лучей исходящих из одной точки. (Угол)
Бір нүктеден шығатын екі сәуледен тұратын фигура? (Бұрыш)
17. Сколько рас на земле? (Три)
Жер бетінде неше нәсіл бар? (Үш)
18. Верховный бог у греков. (Зевс)
Гректердің басты құдайы? (Зевс)
19. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика)
Тіл дыбыстарын зерттейтін тіл ғылымының бір бөлімі? (Фонетика)
20. Священная книга мусульман. (Коран)
Мусылмандардың киелі кітабы? (Құран)
21. Наука, изучающая царство грибов? (Микология)
Саңырауқұлақтар дүниесін зерттейтін ғылым? (Микология)
22. Кого называют отцом истории? (Геродот)
Тарихтың атасы кім? (Геродот)
23. Как называются слова одной и той же части речи противоположные по лексическому значению? (Антонимы)
Бір сөз табына жататын лексикалық мағынасы қарама-қарсы сөздер? (Антонимдер)
24. Автор произведения «Путь Абая»? (М.Ауэзов)
«Абай жолы» шығармасының авторы? (М.Әуезов)
Ведущий 2:
II тур«Жорга» - Первым категорию выбирает тот участник, у которого больше очков. За правильный ответ дается от 10 до 40 баллов.
Русский язык (Орыс тілі)
1. Как называется причастие с зависимыми словами? (Причастный оборот)
2. Какой раздел науки о языке изучает части речи и их морфологические признаки? (Морфология)
3. Почему слово ПРОЧИТАНА, пишется с одной Н? (Краткое причастие)
4. Что означает выражение «водить за нос»? (Обманывать)
5. Признаки каких частей речи имеет причастие? (Прилагательное и глагол)
География
1. Что составляет основу каждого материка? (Платформа)
Материктің негізін не құрайды?
2. Самые высокие горы в Южной Америке? (Анды)
Оңтүстік Америкадағы ең биік тау жоталары?
3. Как называется линии с одинаковым давлением? (Изобары)
Бірдей қысымды сызықтар қалай аталады?
4. Как называются подвижные пояса земной коры? (Геосинклинали)
Жер бедерінің қозғалмалы белдеулері қалай аталады?
Математика
1.Для каждого детского велосипеда нужно одно большое и 2 маленьких колеса. Изготовили 12 маленьких колес и 7 больших. Сколько велосипедов можно собрать из этих колес?(6)
Әрбір балаға арналған велосипедті жасау үшін 2 кішкентай 1 үлкен дөңгелек керек. 12 кішкентай және 7 үлкен дөңгелектен қанша велосипед құрастыруға болады?? (6)
2.В двух вазах поровну печенья. Из одной вазы переложили в другую 5 печений. Всего в обеих вазах оказалось 20 печений. Сколько печений было в каждой вазе сначала?(10)
Екі вазадағы печенелердің саны тең. Бір вазадан алып, екінші вазаға 5 печенені салды. Екі вазаның печенелер санын өосқанда барлығы 20 болды. Ең басында вазаларда қанша печенеден болды? (10)
3.Близнецов зовут Иван Петрович и Василий Петрович. Их отцу столько же лет, сколько обоим близнецам вместе. А их деду Николаю Денисовичу столько же лет, сколько обоим близнецам и их отцу вместе. Как зовут отца близнецов? Сколько лет близнецам и их отцу, если деду 80 лет? ( Петр Николаевич близнецы – 20 лет отец – 40 лет)
Егіздердің есімдері Иван Петрович және Василий Петрович. Әкесінің жасы егіздердің жастарын қосқандағы санға тең. Ал егіздердің атасы, Николай Денисовичтің жасы егіздердің жасы мен олардың әкесінің жасын қосқандағы санға тең. Егіздердің әкесінің аты-жөні кім? Егіздер мен олардың әкесінің жасы нешеде, егер атасының жасы 80-де болса? (Петр Николаевич, егіздер – 20 жаста, әкесі – 40 жаста)
4. Есть такая математическая шутка: «Коза, привязанная к колышку, лучше восьмиклассника знает, что такое… (Радиус)
Биология
1. Наука, изучающая строение и многообразие мира лишайников (Лихенология)
Қыналар дүниесінің әртүрлілігін және олардың құрылысын зерттейтін ғылым?
2. Ученый, разделивший всех животных на позвоночные и беспозвоночные? (Жан Батист Ламарк)
Барлық жануарларды омыртқалалар және омыртқасыздар деп бөлген ғалым?
3. Назовите систематическую группу животных?
(вид – род – семейство – отряд – класс – тип – царство)
Жануарлардың систематикалық топтарын ата? (түр - )
4. Автор эволюционной теории органического мира? (Чарлз Дарвин)
Органикалық әлемнің эволюциялық теориясының авторы?
Қазақ тілі
1. Буынның неше түрі бар? (3)
Сколько слогов в казахском языке?
2. Көптік жалғауларды ата? (-лар, -лер, -дар, - дер, -тар, -тер)
Назови виды окончаний?
3. Сөйлем мүшелерін ата?(бастауыш, баяндауыш, анықтауыш, пысықтауыш, толықтауыш)
Назовите части речи?
4. Қазақ тілінде неше септік бар? Оларды ата (7 септік)
Сколько падежов в казахском языке?
Ағылшын тілі
1. What is the capital of GreatBritain? London
Ұлыбританияның астанасы?
2. What colour is your hair?
Сенің шашынның түсі қандай?
3. Where are you from?
Сен қай жерден боласын?
4. What is your favourite subject?
Сенің сүйікті пәнін?
Ведущий 2:
Поблагодарим участников игры за хорошие знания и попросим многоуважаемое жюри подвести итоги двух туров.
Выбывают двое участников, набравших наименьшее количество очков.
Викторина для болельщиков:
Самые активные болельщики получают небольшие подарки.
Ведущий 1и
2 : 1. Чем измеряют температуру тела, когда человек болеет? ( Градусником)
2. Цвет флага России? ( Белый, синий, красный.)
3. 8*12 (96)
4. Русский музыкальный народный инструмент, относящийся к группе струнных?(Балалайка)
5. Температура тела у человека? (36,6)
6. Прямоугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат)
7. Кто совершил первый полет в космос? (Ю. Гагарин)
8. Новый год по восточному календарю встречают…? (22 марта)
9. Один нехороший человек всегда говорит неправду. Что он ответит на вопрос: «У Вас один нос илидва?» (Два)
10. На сколько частей можно разделить лист бумаги двумя не пересекающимися прямыми? (На три)
Ведущий 1:
III тур «Полиглот»
Все участники получают одно и то же задание: нужно угадать слово и записать его на трех языках (казахском/русском и английском). За каждое угаданное слово – 10 баллов.
Двое участников, набравшие наименьшее количество баллов, покидают игру.
Ведущий 2:
Приготовьте сигнальные карточки, которые лежат на вашем столе, кто быстрее остальных поднимет ее, тому дается право ответить первым, если ответ дан неполный или
неверный есть возможность ответить другим участникам. Начали!
1. Свидетеля знаний каждое утро беру с собой в школу.
Күнде білім куәлігін өзіммен бірге мектепке аламын (Дневник, күнделік, day book)
2. Он всему голова.
Ас атасы - ...(Хлеб,нан, bread)
3. Готовь сани летом, телегу… (зимой, қыста, winter)
Жаздың қамын, ... ойла
4. Она дорога к обеду.
Оның қадірін түсте білесің (Ложка,қасық, spoon)
5. Их кладут на полку, когда голодают.
Тоңғанда бір-біріне тимейді (Зубы, тістер,tooth)
6. Они познаются в беде.
Жаман ... таяғың артық (Друзья,дос , friends)
7. Потехе – час, а делу?
Зуылдап ағады, бір орында тұрмайды (Время,уақыт, time)
8. Она глупа, если ей свое гнездо не мило.
Ұядағы балапандарын қорғайды? (Птица,құс, bird)
9. Глаза боятся, а они делают. (Руки, қол, hands)
Көз қорқақ, ... батыл
10. Летний день его кормит. (Год, жыл, year)
365 күннен тұрады
Ведущий 1:
Спасибо за ответы.А сейчас мы узнаем, сколько баллов набрали наши участники. Слово предоставляется жюри. Мы провожаем с бурными аплодисментами за занятое 3-е место __________________
В борьбе за звание лидера 21 века в интеллектуальный бой вступают:
1. ______________
2. ______________
Ведущий 1:
И в данном туре начинает лидирующий игрок.
IV тур «Оратор» – двум игрокам необходимо за 5 минут подготовить выступление (речь) по предложенной теме. Рассуждение - размышление оценивается максимум в 20 баллов. Критерии оценивания: грамотная, логичная речь; раскрытие темы высказывания; приведены убедительные примеры. Первым отвечает победитель третьего тура, затем – участник, занявший второе место. В итоге определяется один победитель. Тема «Политика о треязычие».
4 тур «Оратор» - 2 қатысушыға бирдей тақырып беріледі. 5 минут ішінде берілген тақырып бойынша өз ойларын ашық айту. «Үш тілдік білім беру саясаты» туралы өз ойларын жеткізу. Турдың максималды ұпай саны 20 балл.
Ведущий2:
Итак, слово предоставляется жюри.
Сөз қазылар алқасына беріледі
Определяется победитель и торжественное награждение
вручение грамот за I, II, III места и утешительных призов.