|
Подход «Lesson Study» является одним из способов совершенствования учительской практики.
«Если хотите изменить мир - приходите в школу и начинайте оттуда»!
Д. Дьюи
Современная школа находится на стадии обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. С каждым годом, с каждым днём растёт объём информации об окружающем нас мире. Для наших учащихся становится всё более актуальным умение его верно воспринимать и перерабатывать, переводить на язык собственного понимания. Нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения. С внедрением в учебный процесс современных технологий учителя все более осваивают функции наблюдателя, советчика. Это требует от них специальной психолого педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения. Но необходимо помнить, что обязательное условие роста профессионального мастерства - это понимание, анализ и размышление над тем, что мы делаем, а для таких целей конструктивное обсуждение урока с коллегами может быть весьма полезным. В средней школе № 26 с.Маншук на сегодняшний день ярким примером этого является «Lesson Study» или «Урок - исследование», где широко распространено профессиональное развитие практики, по руководством тренера Кабдрахмановой Гульзады Маноповной. В школе работает пять небольших групп, наша группа учителей работала над темой активные методы, которые применяются на уроках, учителя сотрудничают друг с другом, совместно обсуждают цели обучения, планируют фактически урок, чтобы наблюдать, как это работает на практике, а затем пересмотреть и доложить о результатах для того, чтобы другие учителя могли извлечь из этого пользу. Lesson Study – это педагогический подход, представляющий собой особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Была создана группа в составе работающих учителей. Это – Мандибекова К.А. (учитель начальных классов), Кабельдинова Х.У (учитель истории), Исаева А.Д.(учитель казахского языка и литературы), Койлыбаева А.М.( учитель биологии и химии), Ескожина Г.К.(вожатая). И так же составлялось расписание уроков проведения Lesson Study. А именно, для наблюдения за учащимися, анализа эффективности приемов и методов, используемых на уроках, были использованы листы наблюдения, транскрипция, хронологическая таблица, таблица по планированию, наблюдению и обсуждению, модели учеников согласно их успеваемости. Мы так же провели заседание группы для определения исследуемого вопроса, ожидаемых результатов и установления основных правил. Группой учителей были посещены пять последовательных уроков. Наблюдения над учениками позволили выявить много важных моментов. А именно, учащиеся научились работать в группе, прислушиваться к мнениям товарищей, оценить работу своих одноклассников и себя. Мы дали возможность развитию мыслительной деятельности учащихся на уроке, создали среду в классе, выявили лидеров. И в своей рефлексии они писали, что они довольны своей работой, и побольше бы таких уроков. В процессе исследования урока, учителя работали вместе, чтобы планировать, обучать, наблюдать и совместно анализировать урок. Совместное планирование и сотрудничество помогли учителям усовершенствовать свои инновационные педагогические активные подходы для удовлетворения потребностей учащихся. Анализ уроков, показал нам возможные пути их совершенствования; эти уроки –исследования содействовали размышлению учителей о качестве своего преподавания по отношению к отдельным учащимся, учитель становится более заинтересованным в процессе преподавания, мотивированным к новой работе. Таким образом, Lesson study - это наиболее эффективный способ профессионального развития; способствует созданию профессионального сообщества учителей.
учитель биологии и химии
Койлыбаева А.М.
СШ № 26, с. Маншук.
|